22.11.2010
Сегодня, 22 ноября, исполнилось 75 лет выдающейся советской фигуристке, двукратной олимпийской чемпионке Людмиле Белоусовой, которая выступала в парном катании вместе со своим мужем Олегом Протопоповым. В 1979 году, уже работая артистами Ленинградского балета на льду, они эмигрировали в Швейцарию, сейчас живут в поселке Гриндельвальде. Воспоминаниями о великих спортсменах Людмиле Белоусовой и Олеге Протопопове (на фото) с Агентством спортивной информации «Весь спорт» поделился их тренер, легендарный специалист Игорь Москвин.
«Впечатления от работы с Людмилой Белоусовой и Олегом Протопоповым у меня самые хорошие, - сказал Игорь Москвин. – Это был пик карьеры и Милы с Олегом, и мой. Наше сотрудничество началось после чемпионата мира 1962 года в Праге. Там Белоусова и Протопопов заняли второе место. И я объяснил Олегу, какие недочеты имелись в программе, как нужно их устранить. Это не был совет тренера. Мы были соратниками и даже, я бы сказал, друзьями. Вдруг Олег предложил: «Игорь, а ты не смог бы нам помочь?» «Пожалуйста, - ответил я. – Приезжайте, помогу». Тогда я только организовал в Ленинграде группу фигурного катания, куда входили Юрий Овчинников, Игорь Бобрин, моя будущая супруга Тамара Москвина (Братусь) и другие. До этого Белоусова и Протопопов тренировались в подмосковном Воскресенске, где у них была маленькая комнатка. Там они вели и хозяйство. Когда мы с ними начали работать, я приезжал в Воскресенск, мне тоже выделили комнату. Между нами не было отношений ученики – учитель. Мы были равноправными партнерами. Я, например, выступал в роли главного стратега. Принимал участие в подборе музыки, определял стилистику программ. Но свою знаменитую программу «Грезы любви» Мила и Олег создавали еще до меня. Если не ошибаюсь, с постановкой им помогала мать Олега, балерина Агния Владимировна Протопопова. Я работал с этой парой до окончания Олимпийских игр 1968 года в Гренобле. Затем наши пути разошлись. Но мы поддерживали дружеские отношения вплоть до эмиграции Белоусовой и Протопопова в 1979 году. Мы жили по соседству, ходили друг к другу в гости. И при этом даже не знали, что они собираются навсегда уехать из страны. Видно, когда Мила и Олег задумали это, не захотели подставлять нас с Тамарой. Только после их отъезда я получил по почте большой конверт, в котором были их спортивные фотографии, наша переписка. А еще лежала записка: «Дорогие Игорь и Тамара, не поминайте лихом». С тех пор мы виделись несколько раз. В свое время мы с Тамарой тренировали свои пары в США, в штате Коннектикуте. А у Олега с Милой тренировочная база была в Лейк-Плэсиде. И в 2002 году, когда у Протопопова был юбилей – 70 лет, мы с женой и еще одна супружеская пара сели в машину и отправились к Олегу. Четыре часа ехали до Лейк-Плэсида. Устроили Олегу праздник, подарили подарки. А в 2003 году Мила с Олегом прилетали в Россию по приглашению руководителя Госкомспорта России Вячеслава Фетисова, мы встречались в Санкт-Петербурге».
«Я хочу пожелать Милочке всего наилучшего, – продолжил Игорь Москвин. – И чтобы у Олега не повторились проблемы со здоровьем. Он перенес инсульт, а эта болезнь, к сожалению, имеет тенденцию повторяться. Я по себе знаю, какое это тяжкое заболевание. У меня тоже был инсульт, который дал осложнение на глаза, теперь я хожу в специальных очках и ощущаю от этого дискомфорт. Я слышал, что Олег уже вышел на лед, снова катается. Я желаю им с Милой никогда не терять любви к фигурному катанию. Они – блистательные фигуристы. Сколько лет прошло, а их до сих пор называют самой великой парой в истории фигурного катания. Мне кажется, я могу объяснить, в чем их феномен. В постановках Белоусовой и Протопопова всегда присутствовала глубокая мысль. Мы тщательно отбирали материал. Уделяли большое внимание режиссуре. Приходили на каток и смотрели, в каком месте лучше выполнить тот или иной элемент, чтобы было более зрелищно, красиво. Сейчас этого нет. Новые правила, система судейства привели к безликости. На фоне этого и всплывают воспоминания о Людмиле Белоусовой и Олеге Протопопове – выдающейся паре ХХ века!»